К списку кандидатов Александр Шульгин

Александр Шульгин

Генеральный директор Ozon Group

Александру Шульгину довелось уже дважды участвовать в подготовке IPO компаний, в которых он работал. Сначала, в 2011 г., — в IPO Yandex в качестве финансового директора «Яндекса». А в 2020 г. — в первичном размещении акций Ozon Holding PLC на NASDAQ и Московской бирже в качестве генерального директора группы Ozon. Оно, кстати, прошло успешно: из-за высокого интереса инвесторов во время размещения цена предложения была увеличена с $27,5 до $30 за одну акцию. На 24 ноября — дату IPO — Ozon был оценен в $6,2 млрд, уже на следующий день его капитализация выросла до $7,2 млрд.

Шульгин пришел в Ozon в 2017 г. с позиции операционного директора «Яндекса» и начал преобразования: сменилась команда разработчиков, руководители по логистике и категорийному менеджменту, стали открываться новые распределительные центры, развиваться сеть пунктов выдачи заказов, существенно расширился ассортимент. Компания стала активно развивать бизнес-модель маркетплейса для сторонних поставщиков. На начало 2018 г. у Ozon было всего 300 собственных пунктов выдачи заказов, на начало июля – уже 8600. В одном только 2020 г. площади распределительных центров Ozon увеличились на внушительные 120 000 кв. м. Для сравнения: на конец 2019 г. совокупные площади российских маркетплейсов, по данным «Infoline-Аналитики», составляли 491 000 кв. м.

Из-за бурного роста начались проблемы с маршрутизацией и доставкой заказов, резко увеличилось число негативных отзывов. Но трудности роста постепенно были преодолены, и сейчас компания пожинает плоды.

В предыдущие годы у Ozon преобладала бизнес-модель прямой продажи товаров, считающаяся менее рентабельной и гибкой, чем модель маркетплейса. В III квартале 2020 г. доля маркетплейса в обороте Ozon составила уже более 51%. Темпы роста продаж компании за 9 месяцев 2020 г. (142% по сравнению с тем же периодом 2019 г.) оказались примерно в 3,5 раз выше прироста всего рынка электронной коммерции в России (34%, по оценкам «Infoline-Аналитики»), развитие которого подстегнула пандемия.

Ozon сейчас — второй после Wildberries по общему обороту онлайн-ритейлер России. При этом Ozon опережает Wildberries по ассортименту (9 млн позиций против 5 млн) и размеру сети собственных пунктов выдачи заказов и постаматов.