К списку кандидатов Аркадий Волож

Аркадий Волож

Генеральный директор группы компаний «Яндекс»

В 2019 г. читатели «Ведомостей» назвали Аркадия Воложа бизнесменом года. В 2020-м он снова претендует на этот титул. Потому что перемены, произошедшие в «Яндексе» в этом году, и стратегические решения, принятые Воложем, не только во многом определяют бизнес компании на ближайшие годы, но и задают основные направления конкуренции ведущих российских экосистем. И, похоже, фондовый рынок к этим событиям относится благосклонно.

Весной стало очевидно, что трещину, которую дало созданное в 2017 г. партнерство «Яндекса» и «Сбера», не залатать. Основным камнем преткновения был «Яндекс.Маркет»: за три года партнеры добились определенных успехов в его развитии, но к заявленной Германом Грефом в 2018-м цели – построить на базе «Яндекс.Маркета» российский Amazon – приблизиться не удалось. В итоге в июне компании заявили о разделе совместного бизнеса. Рынок акций отреагировал на это ростом котировок «Яндекса».

В сентябре Греф представил план масштабной трансформации «Сбера» и превращения его в экосистему, структура которой во многом сходна с экосистемой «Яндекса». Но у Воложа уже был готов ответ: буквально накануне исторической презентации «Сбером» своего ребрендинга стало известно, что «Яндекс» ведет переговоры о слиянии с «Тинькофф банком». Большая игра началась, цена акций «Яндекса» устремилась вверх и даже октябрьское заявление Олега Тинькова об отказе «Тинькофф банка» от сделки с «Яндексом» серьезно на котировки не повлияло.

В итоге, начав 2020 г. с капитализацией $14,5 млрд и ценой за акцию в $44,08 (2 января 2020 г., NASDAQ), «Яндекс» заканчивает год с капитализацией $24,6 млрд и ценой за акцию в $70,05 (1 декабря 2020 г., NASDAQ). Так что развод со «Сбером» пошел «Яндексу» на пользу. Из их затеи создать общего техногиганта ничего не вышло – тем интереснее будет наблюдать за битвой их экосистем в ближайшие годы.